Ваш маленький ангел вырос, и теперь вы можете чувствовать себя разочарованным и беспомощным родителем подростка.
К сожалению, не существует правил навигации на этом маршруте к взрослой жизни.
Цель статьи - показать, в каких ситуациях вы можетет что-то сделать, а когда лучше и вовсе не вмешиваться.
Довольно часто к психологу на консультацию приходят родитеди подростов. Многие говорят о том, что раньше они прекрасно общались со своими детьми, было понимание, а теперь ребенка как подменили. Родители жалуются на измения в поведении ребенка, которое стало им непонятно, жалуются на то, что дети игнорируют просьбы, стали странно одеваться, говорить, появились увлечения, которые пугают родителей.
Приведу в качестве примера, некоторые запросы на консультации родителей подростков:
Чувства обеспокоенных родителей понятны и объяснимы. Это чувство глубокого разочарования и беспомощности. Родители хотят, чтобы поведение ребенка было другим, но они не имеют ни малейшего представления о том, каким образом можно что-либо изменить.
Когда поведение ребенка выходит из-под контроля, то большинство родителей считают именно подростка источником всех бед и несчастий, который как будто одномоментно обрушились на голову всей семьи. В этот непростой период, для ребенка очень важна поддержка, принятие и помощь родителей в экспериментировании со своей возрастающей независимостью. Несмотря на то, что сверстники оказывают достаточно сильное влияние в вопросах социального поведения, моды, мировосприятия, родителям крайне важно оставаться в круге доверия ребенка, быть авторитетом в ключевых сферах жизни: здоровье, образование, нравственность и т.д. Родители играют жизненно важную роль, помогая ребенку чувствовать себя уверенно, комфортно и спокойно.
Карта помощи родителям подростков
1. Ребенок слишком эмоционален. Часто проявляет агресиию и негативизм. Не может себя контролировать.
Причины:
Мозг подростков созревает неравномерно. Это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму), внимание становится непродолжительным. Их поведение может быть рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам. Ребенку трудно воспринимать информацию с первого раза. Замедляется реакция и подросток не сразу может отвечать на заданные вопросы, не сразу начинает выполнять просьбы и требования. Детям подросткового возраста очень трудно контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные.
Происходит перестройка памяти. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. Проявляется в жалобах на плохую память. Меняется отношение между памятью и мышлением. Для подростка вспомнить - значит мыслить.
В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
2. Склонность к риску, опасному поведению.
Причины:
Зоны мозга, ответственные за оценку потенциального наказания, у подростков менее активны и наоборот, они куда более восприимчивы к возможности победы (например, преодоления себя) - что бы это ни значило в той или иной конкретной ситуации. Это говорит о том, что система наказаний не будет эффективным сдерживающим фактором для подростков. Подростки слабее, чем взрослые, чувствуют страх и сильнее реагируют на внешние угрозы. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.
Факторы риска:
Низкое ожидание успеха в жизни (выученная беспомощность), низкая самооценка, предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов, низкая успеваемость в школе.
В чем проявляется:
Может проявляться как в положительном, так и в отрицательном риске.
Положительный риск:
Отрицательный риск.
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае подростки быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
3. Повышенное внимание к своей внешности. Желание выделяться.
Причины:
У детей его возраста повышенная чувствительность к оценке их внешности как близкими, так и посторонними. Им часто кажется, что все смотрят на них как на чучело. Так называемый переходный возраст - это самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении – с одной стороны, неуверенность в себе и самокритика – с другой. Желание быть как все, быть частью группы – с одной стороны, страстное желание выделиться из толпы – с другой.
Вдобавок у подростков часто бывают смены настроения – спасибо за это революции гормонов: радость сменяется апатией, человеколюбие – странной жестокостью, стремление быть в группе – желанием закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего.
В чем проявляется:
Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться.
Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности, «странной» внешности (разноцветные волосы, своеобразный стиль в одежде, пирсинг, татуировки, пищевые пристрастия и т.д.). Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
Прежде всего, родителям стоит четко разделить все способы самовыражения подростка на опасные и безопасные.
Безопасные:
Опасные:
Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет. А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону. Суицидальные наклонности опасны для жизни.
На этом этапе жизни особенно актуальной становится задача сохранения жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней тем легче, чем ближе и доверительнее были отношения в семье до наступления переломного момента.
Есть несколько очень важных моментов, на которые я хотела бы обратить внимание родителей подростков:
Список использованой литературы: